Top.Mail.Ru
Истории

Как стартапы приводят своих основателей к безумию и депрессии

Истории
Наиль Байназаров
Наиль Байназаров

Редактор медиа РБ.РУ

Наиль Байназаров

Многие крупные предприниматели платят за свой успех невидимую цену. Депрессия, навязчивые состояния, суицидальное поведение — частые спутники фигурантов списка Forbes. Однако до последнего времени в бизнес-сообществе было не принято говорить о психологической стоимости успеха.

Rusbase публикует перевод материала Джессики Брудер о горестях предпринимателей.

Как стартапы приводят своих основателей к безумию и депрессии

Статья Джессики Брудер, написанная для журнала «Inc.», стала победителем ежегодного конкурса The Deadline Club — нью-йоркского отделения американского Общества профессиональных журналистов.

По всем меркам Брэдли Смит являет собой несомненный образец успешного бизнесмена. Он – генеральный директор Rescue One Financial, калифорнийской финансовой компании с годовым оборотом $32 млн. За последние три года компания Смита выросла на 1400%, заняв 310-е место в списке 500 самых быстро растущих частных компаний в США по версии журнала Inc. Трудно поверить, что еще пять лет назад Смит был на грани разорения и нервного срыва.

Тогда, в 2008 году, Смит дни напролет консультировал нервных клиентов по вопросам урегулирования долгов. Но за его спокойным видом скрывался страх: как и его клиенты, он все глубже погружался в пучину просроченных кредитов. Войдя в большой минус, он основал — как это ни иронично — компанию по урегулированию просроченных займов. «Я видел, насколько подавленными и измотанными приходили ко мне мои клиенты, и думал про себя, что ведь у меня-то долгов вдвое больше, чем у них», — вспоминает Смит.

К тому времени он уже израсходовал накопления на своем пенсионном счете и кредитную линию на $60 тысяч. Он продал часы Rolex, которые купил на первую зарплату в начале своей карьеры, когда работал брокером. Ему даже пришлось просить в долг у отца — человека, который с детства приучал его, что «деньги на деревьях не растут» и «нельзя вести дела с семьей». Тот дал ему $10 тысяч под 5% и расписку.

Перед своими партнерами по бизнесу и десятью сотрудниками Смит излучал оптимизм, но нервы его были на пределе. «Мы с женой за ужином открывали бутылку вина за пять долларов и не смели взглянуть друг другу в глаза, – рассказывает Смит, — мы понимали, насколько подошли близко к краю». Потом стало еще хуже: пара узнала, что у них будет первый ребенок. «Я проводил ночи без сна, уставившись в потолок, — вспоминает Смит. — я просыпался в 4 утра с метущимися мыслями, раздумывая обо всем и не в силах успокоиться. Я спрашивал себя, когда это все закончится». После восьми месяцев, проведенных в постоянном напряжении, Смит, наконец, получил первую прибыль.

Западное общественное сознание привыкло приравнивать успешных предпринимателей к героям. Такие фигуры, как Марк Цукерберг и Илон Маск, вызывают восторженное почитание. А стремительный рост их компаний становится примером для подражания. Но многие из этих предпринимателей, такие как Брэдли Смит, хранят свои скелеты в шкафу: прежде чем добиться чего-то, им приходилось переживать критические моменты: нервное истощение, тревогу и отчаяние, когда временами кажется, что всё вот-вот рухнет.

До недавних пор признание в подобных переживаниях считалось неприемлемым. Чтобы не выказывать свою уязвимость, бизнес-лидеры невольно применяли тактику поведения, которая в социальной психиатрии называется «управление впечатлением», или попросту — пускание пыли в глаза. Генеральный директор EnSite Solutions (188-е место в списке 500 самых быстро растущих компаний) Тоби Томас объясняет это явление, приводя в сравнение человека, оседлавшего льва: «Люди смотрят на него и думают: «Как это у него получилось? Какой храбрец!» А в это время человек, оседлавший льва, думает: «Какого черта я забрался на этого льва? Как бы теперь остаться в живых?».

Из этой тьмы удается выбраться не всем. В январе 2013 года покончил с собой 47-летний бизнесмен Джоди Шерман, основатель сайта электронной коммерции Ecomom. Его смерть потрясла стартап-сообщество США. Вновь разгорелась дискуссия о связи предпринимательской деятельности и психического здоровья — тема, поднятая двумя годами ранее после самоубийства 22-летнего Ильи Житомирского, одного из основателей социальной сети «Диаспора».


По теме: Треть предпринимателей из Кремниевой долины преследует депрессия


С недавних пор о своих переживаниях стали публично рассказывать и другие предприниматели, по всей видимости, пытаясь преодолеть предвзятое отношение своего сообщества к проявлениям тревоги и депрессии, из-за которого многие не могут вовремя обратиться за помощью. В глубоко личном посте под названием «Когда смерть кажется неплохим вариантом» Бен Хью, генеральный директор сети юмористических вебсайтов Cheezburger Network, пишет о суицидальных мыслях, преследовавших его в 2001 году после провала его стартапа. Бывший вице-президент MySpace и один из основателей магазина детской одежды Wittlebee Шон Персиваль на своем сайте опубликовал текст под заголовком «Если не все в порядке, обратись за помощью». В нем он пишет: «В течение последнего года я несколько раз стоял на краю пропасти, но смог вернуться. Если вы чувствуете, что всё потеряно, пожалуйста, свяжитесь со мной». Персиваль призывает предпринимателей, имеющих проблемы личного характера, обращаться за профессиональной помощью.

Брэд Фелд, исполнительный директор Foundry Group, в октябре 2013 года начал вести блог, в котором описывал свои приступы депрессии. Он не впервые столкнулся с этой проблемой. Крупный венчурный капиталист боролся с аффективными расстройствами всю свою сознательную жизнь. Начиная писать в блоге, он не слишком рассчитывал на результат. Но неожиданно на его электронную почту стали приходить письма — сотни писем. Многие бизнесмены писали ему, что тоже борются с тревогой и отчаянием. «Если бы вы узнали, кто мне писал, вы бы сильно удивились, — рассказывает Фелд, — среди них есть очень успешные люди, которые всегда на виду, очень харизматичные, и им приходится втайне бороться с депрессией. Такое чувство, что им стыдно об этом говорить, будто это — какая-то слабость. Они вынуждены скрывать трудности, что только усугубляет их состояние».

Те, у кого есть свой бизнес, могут узнать в этих историях себя. Эта работа полна стрессов, которые приводят к эмоциональной неустойчивости.

Для любого бизнеса высок риск прогореть на начальном этапе. Три из четырёх стартапов заканчиваются провалом, говорится в исследовании, проведенном Шихаром Гошем, преподавателем Гарвардской школы бизнеса. Гош также выяснил, что более 95 процентов стартапов не достигают даже своих первоначальных целей.

В борьбе за прибыль бизнесменам приходится примерять на себя множество ролей и сталкиваться с бесчисленными препятствиями: потерей клиентов, конфликтами с партнерами, растущей конкуренцией, нехваткой специалистов и т.п. «Травмирующие события поджидают нас на каждом углу», — предупреждает психиатр и бывший предприниматель Майкл Фриман. Что хуже, многие начинающие бизнесмены усугубляют свое состояние пренебрежительным отношением к здоровью — переедают или недоедают, не высыпаются, забывают про физические нагрузки. «Отдавая все силы работе, вы нередко загоняете себя, истощаете организм, — говорит Фриман. — Это еще более расшатывает психическое состояние».

Поэтому неудивительно, что руководители предприятий больше подвержены тревоге и стрессу, нежели их работники. Так, согласно недавнему исследованию Gallup-Healthways, 34% руководителей бизнеса заявляют, что испытывают беспокойство — это на 4 процентных пункта чаще, чем другие сотрудники. А 45% бизнесменов заявили, что испытывают стресс — на 3 процентных пункта чаще других.

Но, возможно, не только напряженная работа является причиной нервных срывов среди топ-менеджеров. Согласно ряду исследований, у многих бизнесменов наблюдаются врожденные черты характера, делающие их более подверженными перепадам настроения. «Энергичные, мотивированные, творческие люди с большой долей вероятности преуспевают в бизнесе. Но в то же время они более подвержены сильным эмоциональным состояниям, — говорит Фриман. — Эти состояния могут включать депрессию, отчаяние, чувство безнадежности, собственной бесполезности, потерю мотивации и суицидальное поведение».

Такова обратная сторона успеха. Страстный нрав, который побуждает человека без оглядки рваться к цели, иногда может погубить своего обладателя. «Бизнесмены часто подвержены деструктивным обсессиям», — утверждают исследователи из Технологического университета Суинберна в Мельбурне, Австралия. Они опросили бизнесменов с целью выяснить природу склонности к предпринимательской деятельности. Ученые обнаружили, что многие опрошенные проявляют клинические симптомы навязчивых состояний, включая сильные ощущения дистресса и тревоги, которые «могут приводить к функциональным расстройствам», пишется в статье, опубликованной в журнале Entrepreneurship Research Journal.

Этот вывод подтверждает практикующий психолог Джон Гартнер, преподаватель медицинской школы Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, США. В своей работе «Гипоманиакальная грань: Между небольшим безумием и большим успехом» Гартнер высказывает предположение, что часто упускаемый из виду тип состояния – гипомания (состояние, сходное с манией, но менее тяжёлое в своих проявлениях, «лёгкая степень мании») – может, с одной стороны, позволять предпринимателю оставаться полным энергии и сил, а с другой — быть причиной его проблем.

Гипомания проявляется у 5-10% американцев, и может быть симптомом, сопутствующим маниакально-депрессивным состояниям и аффектам. «Разница в том, что если у человека полноценный маниакальный синдром, то он может возомнить себя самим Богом, а если у него гипомания, то он считает, что у него дар от Бога — например, дар управлять инвестициями, — объясняет Гартнер. — По сути, мы имеем дело с разной степенью интенсивности одних и тех же симптомов».

Гартнер также предполагает, что большое количество людей с гипоманиакальным синдромом в США и, соответственно, большое количество бизнесменов можно объяснить тем, что нация формировалась за счет притока иммигрантов. «Американцы — народ, который сам себя создал, - говорит он. - Иммигранты, как правило, необычайно амбициозны, у них есть энергия, драйв, они не боятся риска, что и заставляет их переезжать на новое место в поисках новых возможностей. Эти черты характера в нас обусловлены биологически. Если заселить такими людьми целый континент, то рано или поздно вырастет нация предпринимателей».

Несмотря на подвижность и восприимчивость к новым идеям, люди с гипоманиакальным синдромом более подвержены депрессии, чем обычные люди, отмечает Гартнер. Конечно, неудача может вызвать эпизодическую депрессию у любого человека, но обладателя гипоманиакального темперамента может выбить из колеи всё, что встает на его пути. «Они как гончие собаки – должны все время бегать, чтобы быть  в форме, - говорит Гартнер. - Если держать гончих дома, они начнут грызть мебель. Они начинают сходить с ума. То же самое происходит при гипоманиакальном синдроме. Таким людям просто необходимо быть постоянно занятыми, активными, работать на пределе сил».

Вне зависимости от психологического склада, крупные неудачи могут любого сбить с ног. Даже опытные предприниматели не обходятся без ошибок и иногда отступают.

Марк Воппель основал в 1992 году консалтинговую компанию Pinnacle Strategies. В 2009 году ему вдруг перестали поступать звонки.  Настигнутые мировым финансовым кризисом, его клиенты были больше озабочены собственным выживанием, нежели повышением производительности. Продажи упали на 75 процентов. Воппелю пришлось распустить сотрудников. Вскоре он распродал и израсходовал личные активы: машины, драгоценности — все, что имело хоть какую-то ценность. Его уверенность в себе тоже иссякала. «Пока ты стоишь во главе бизнеса, у тебя такое ощущение, будто ты правишь миром, - говорит он. – И вдруг ты оказываешься ни с чем».

Воппель перестал выходить из дома. Из-за стресса и низкой самооценки он начал много есть и набрал 22 килограмма. Ингода он находил временное облегчение в давнем увлечении – играл на гитаре. Запершись в комнате, он разучивал соло Стиви Рэя Вона и Чета Аткинса. «Я мог заниматься этим просто из любви к искусству, - вспоминает он. - В такие минуты я оставался наедине с гитарой и, наконец, чувствовал умиротворение».

Но и в этом состоянии он продолжал разрабатывать идеи новых услуг. Он надеялся, что компания все же выживет и однажды начнет продавать их. В 2010 году клиенты стали возвращаться. Pinnacle удалось заключить крупнейший со дня основания контракт с производителем аэрокосмического оборудования. Основой договора стал набросок предложения, который Воппель сделал в дни простоя компании. В 2012 году прибыль Pinnacle достигла $7 млн. Продажи выросли более чем на 5000% по сравнению с 2009 годом, что вывело их на 57-е место в списке самых быстрорастущих компаний Америки.

Воппель говорит, что, пройдя закалку в трудные времена, теперь он более устойчив к стрессам. «Раньше мне казалось, что я – это моя работа, - говорит он. - Но потом все рухнуло. И я вдруг понял, что мои дети по-прежнему меня любят. Меня по-прежнему любит моя жена. Моя собака меня любит».

Но многие так и не могут до конца оправиться от душевных ран. Как, например, Джон Поуп, генеральный директор WellDog – фирмы, специализирующейся на энерготехнологиях.

11 декабря 2002 года на банковском счету Поупа оставалось ровно 8 долларов 42 цента. Он на три месяца задержал очередной платеж за машину и на 75 дней – выплату по ипотеке. Налоговое управление наложило арест на его имущество. Его домашний телефон, мобильный телефон и кабельное ТВ были отключены. А через несколько дней должны были отключить и газоснабжение. Так что дом, где он жил с женой и дочерьми, мог остаться посреди зимы без отопления. Его компания со дня на день ждала банковский перевод от стратегического инвестора – нефтяного гиганта Shell, многомесячные переговоры с которым, наконец, завершились подписанием 380-страничного договора. Ждал и Поуп.

Перевод пришел на следующий день. Поуп и его компания были спасены. Но после того случая он составил подробный список с описанием всех финансовых просчетов, которые он совершил, и пообещал себе их запомнить, чтобы никогда больше не повторить.

С тех пор дела у WellDog пошли в гору: за три года объем продаж компании вырос на 3700%, до $8 млн, что принесло компании 89-е место в списке журнала Inc. Но эмоциональный осадок от пережитого остался. «Я никогда не забуду этого чувства постоянного напряжения, невозможности расслабиться хоть на минуту, - говорит Поуп. - В конце концов возникают серьезные проблемы с самооценкой. Каждый раз, когда ты добиваешься чего-нибудь, кажется, что это у тебя отнимут».

Иногда Поуп ловит себя на том, что слишком бурно реагирует на мелочи. Это поведение похоже на посттравматическое стрессовое расстройство. «Что-то случается, и это тут же выводит меня из себя, - рассказывает он. - А потом выясняется, что проблема не стоила такой эмоциональной реакции. Психологические шрамы дают о себе знать».

Хотя ведение бизнеса всегда будет непредсказуемой гонкой, полной взлетов и падений, эксперты приводят несколько простых приемов, которые помогут держать под контролем свое эмоциональное и психическое самочувствие. В первую очередь, непременно следует уделять время родным и близким, советует Фриман. «Не позволяйте работе лишить вас общения с живыми людьми», - говорит он. Когда наступит депрессия, преодолеть ее помогут теплые отношения с семьей и друзьями. И не бойтесь просить о помощи – обратитесь к специалисту, если вы замечаете у себя симптомы сильной тревоги, посттравматического стрессового расстройства или депрессии.

Также Фриман советует избегать или ограничивать финансовые риски. Ведь когда дело доходит до оценки риска, слепые зоны у многих предпринимателей становятся такими, что можно не заметить целый товарный состав, считает он. А последствия могут раздавить не только банковский счет, но и психику человека. Так что стоит поставить четкое ограничение на сумму личных средств, которую можно вложить в дело. Родным и друзьям тоже не нужно позволять делать взносы на суммы большие, чем они могут безболезненно потерять.

Кардионагрузки, здоровая диета, нормальный сон – все это тоже необходимо. Как и выстраивание собственной жизни вне работы. «Постройте свою жизнь на убеждении, что ваше самоуважение стоит больше, чем все ваши активы, - говорит Фриман. - Все другие стороны вашей жизни должны быть частью вашей личности». Проводите ли вы время с детьми, участвуете ли в благотворительности, строите ли модели ракет или берете уроки танцев – важно достигать успеха в областях, не связанных с работой.

Способность переосмысливать неудачи и потери также помогает сохранить психическое равновесие. «Вместо того чтобы повторять себе: «Все кончено, я разорен, я неудачник», взгляните на все с другой точки зрения: кто не рискует, тот не выигрывает, - говорит Фриман. - Жизнь – это череда проб и ошибок. Не надо преувеличивать масштаб проблемы».

И последнее, не надо стесняться своих чувств, не скрывайте свои эмоции – даже на работе, говорит Брэд Фелд. Люди, честно рассказывающие о своих эмоциях, способны к более глубокому взаимопониманию с окружающими людьми. «Если отрицать себя и свои чувства, люди это видят, - говорит Фелд. – Для лидера очень важно уметь быть уязвимым».


По теме: Трудности предпринимателя — что помогает преодолеть неудачи?

За изображение спасибо сервису Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Куда идти с идеей стартапа: кто поможет превратить её в действующий бизнес?
  2. 2 «Наша разработка должна сделать эндоскопию массовым обследованием»‎. Как ИИ из Ярославля помогает распознавать рак на ранней стадии
  3. 3 Студенты хакнули «Газпром нефть» и «Сибур»
  4. 4 Программист, который умеет в data science, круче, чем дата-сайентист, который умеет в программирование
  5. 5 Мобильным приложениям нужен особый подход. 11 советов, как не убить маркетинг