Top.Mail.Ru
Истории

Треть предпринимателей из Кремниевой долины преследует депрессия

Истории
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Темная сторона стартапов

Треть предпринимателей из Кремниевой долины преследует депрессия

24 мая основатель проекта по 3D-печати ДНК Cambrian Genomics Остин Хайнц покончил с собой. Эта новость поразила всех, кто его знал. «Это напоминание мне о том, что невозможно предугадать, что чувствуют стартаперы», — заявил в связи с этим президент Y Combinator Сэм Альтман.

В 2011 году 22-летний сооснователь соцсети Diaspora Илья Житомирский отравился гелием. В 2013 году покончил жизнь самоубийством соучредитель Reddit Аарон Шварц. Его обвинили в незаконном распространении научных статей портала JSTOR, что грозило тюремным сроком до 35 лет. В том же году застрелился создатель интернет-магазина детских продуктов Ecomom Джоди Шерман.

Эти самоубийства — крайнее проявление молчаливой борьбы хайтек-индустрии с депрессией и стрессом, сопровождающим создание компании и очередную попытку изменить мир. Такую точку зрения высказывает в своей статье издание Business Insider.

Клинический профессор Калифорнийского университета и предприниматель Майкл Фриман одним из первых исследовал связь предпринимательства и рисков для психологического здоровья.

Половина из 242 опрошенных предпринимателей признали наличие психологических проблем. 30% сообщили о депрессии, 29% — о синдроме дефицита внимания, 27% — о тревожности. Это значительно выше среднеамериканского показателя по депрессии (в масштабах страны в депрессии признались лишь около 7%). Еще хуже оказался результат опроса о психологических проблемах в семьях предпринимателей. О проблемах у себя или у домочадцев заявили 72% участников исследования. По словам Фримена, психологическое благополучие семей стартаперов — исключение, а не правило.

После провала сервиса подписки на детские товары Wittlebee его создатель Шон Персиваль тоже впал в депрессию, но его спасло общение с женой и друзьями. Сейчас он опекает молодых предпринимателей в акселераторе 500 Startups. По его оценке, от 10% до 20% основателей проектов страдают от типичных проблем — неспособность оторваться от работы, сомнения, депрессия, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В одном из интервью Персиваль призвал стартаперов обращаться к нему в сложных обстоятельствах. После этого его буквально завалили письмами. Сообщения приходили не только из Кремниевой долины, но и от владельцев малого бизнеса со всего мира, которые вложили семейные деньги в свою компанию. Опасаясь пропустить очередной призыв о помощи, Персиваль попросил издание внести правки в текст, добавив ссылку на горячую линию по предотвращению самоубийств.

Как-то CEO Cheezburger и соучредитель недавно закрытого проекта Circa Бен Хью признался в своем блоге, что его посещали суицидальные мысли. После этого стартаперы тоже стали писать ему письма. Проблема в том, рассуждает Хью, что предприниматели стыдятся попросить о помощи. «Этому мешает представление, что глава компании должен быть сильным и жестким мужиком, который никогда не просит о поддержке», — говорит он.

Технологическое сообщество придумало великий предпринимательский миф о том, что можно сорвать куш с помощью простой идеи, которая внезапно и резко продвинет общество вперед. Все хотят войти в один список с Биллом Гейтсом, Элоном Маском и Марком Цукербергом. Но большинство никогда не добьется такого успеха. Не зря в Кремниевой долине есть поговорка, что девять из десяти стартапов терпят неудачу. «Эта гиперактивная среда сильно давит на стартаперов, — считает президент Y Combinator Сэм Альтман. — Люди завышают себе планку, глядя на высокую планку лидеров».

Круглосуточная работа, ранние пробуждения и бессонница стали неизменными атрибутами инноватора. Каждый день появляются заголовки о новых денежных вливаниях. Пять стартапов в мире стоят уже $20 млрд. Депрессия никак не вписывается в типичные представления о жизни стартаперов.

На фоне всеобщего ликования и культа успешности еще труднее быть откровенным, отмечает представитель денверской компании Foundry Group Брэд Фельд. Он писал в блог о своей депрессии больше десяти лет, пытаясь изменить отношение технологической отрасли к психологическому здоровью. «Нам внушили, что руководители должны быть сильными, не давать слабину, — объясняет он. — С такой установкой невероятно трудно приходится, особенно на фоне огромного стресса, который порождает стартаперский мир».

В 2013 году основатель компании Moz Рэнд Фишкин участвовал во встрече 22 предпринимателей в Foundry Group. Брэд Фельд спросил их, испытывают ли они периодически тревогу или депрессию. Руки подняли 20 человек. «Странно, ведь всем известно, что под напускным оптимизмом скрывается тяжелая борьба, но мы предпочитаем говорить только о хорошем, — недоумевает Фишкин. — Неудивительно, что многие выбирают страдать в одиночку».

Смерть Остина Хайнца стала очередным зловещим символом депрессии в Кремниевой долине. Его компания Cambrian Genomics развивалась вполне успешно и привлекла $10 млн венчурных денег. Но в ноябре 2014 года он неудачно выступил с презентацией проекта по разработке вагинальных пробиотиков Sweet Peach, в котором у него было 10% акций. Журналисты обвинили его в сексизме, испортив ему репутацию. После этого инвесторы отвернулись от Cambrian Genomics.

Ухудшение финансирования проекта Хайнц воспринял близко к сердцу. Для него оно было мерилом успеха, как и для большинства предпринимателей. Если основатель не может отделить себя от компании, привлеченные деньги становятся залогом его самооценки. Многие боятся, что инвесторы перестанут давать деньги, если увидят признаки слабости. Все стараются произвести хорошее впечатление и не рискуют признаваться в депрессии, объясняет Шон Персиваль.

Хотя некоторые инвесторы считают причуды и проблемы со здоровьем неизбежными спутниками гениев. «С самыми талантливыми всегда сложно, но ведь их особенности и делают их великими», — считает бизнес-ангел и серийный предприниматель Джейсон Калаканис. Своих подопечных он просит о двух вещах: что они сразу позвонят, как только возникнут проблемы, и что если проект провалится, со следующей идеей они сначала придут к нему.

Улучшить психологический климат Кремниевой долины намерен новый участник акселератора Y Combinator — специализированная служба помощи стартаперам 7 Cups of Tea. Это бесплатная социальная голосовая сеть со специальным разделом, посвященным проблемам основателей проектов. Когда кончаются деньги инвесторов, вряд ли стартаперы готовы оплатить визит к обычному психологу. Создатель 7 Cups of Tea, клинический психолог Глен Мориарти подсчитал, что с момента запуска сервиса в нем состоялось более десяти тысяч анонимных бесед.

В Кремниевой долине все больше людей, стремящихся открыто говорить о психологических проблемах. Некоторые инвесторы, такие как Брэд Фельд, Шон Персиваль и Марк Састер, пишут о своем опыте борьбы с депрессией уже несколько лет. Даже сайт Product Hunt, где технические энтузиасты голосуют за разработку новых продуктов, тоже пытается примкнуть к общественной дискуссии по поводу психологического здоровья инноваторов. Он проводит сеансы медитации для желающих передохнуть и пишет статьи о депрессии у стартаперов.

И все же полноценный диалог об этом в стартаперском сообществе еще не сложился, констатирует Business Insider. Пока отношение к неудачам не изменится, жертвами депрессии будут такие одинокие борцы, как Остин Хайнц.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кремниевая долина опустела: правда или миф?
  2. 2 Русские за границей: подборка бизнес-сообществ
  3. 3 IPO онлайн-ритейлера Wish: что стоит учесть инвестору
  4. 4 Тренды, надежды, пандемия: серия интервью с предпринимателями из России и Калифорнии
  5. 5 5 компаний из Кремниевой долины, на которые стоит обратить внимание начинающему инвестору
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше