Колонки

Зачем в Украине внедрять блокчейн на госуровне

Колонки
Илья Лопатин
Илья Лопатин

Копирайтер

Илья Лопатин

Украинские айтишники придумали, как заменить госаппарат блокчейном. На Rusbase – рассказ о двух проектах из области «технологий для государства», которые уже тестируют свои разработки на нескольких областях страны и не собираются на этом останавливаться.

Зачем в Украине внедрять блокчейн на госуровне
Присоединиться

Блокчейн-стартапы и умные контракты – явно не та тема, которая в ближайшие недели вызовет восторг айтишников и финансистов. Уж очень всех насторожила история с The DAO (более 50 млн инвесторских долларов было выведено из-за несовершенства кода – и попкорна в этой истории понадобится много).

Но блокчейн – это не только про кэш и делёжку общих ресурсов, но и про то, как заменить чиновника-коррупционера системой умных контрактов (соглашений, за выполнением которых следит код, а не участники). Правительствам такая конкуренция не на руку, но вот находятся такие, которые «вроооде бы кааак бы не проотив…». В данном случае речь об Украине, где – внезапно! – революции происходят не только на площадях, но и в IT-сфере. 

Когда сравнение с Гондурасом – комплимент

Иногда всё настолько плохо, что даже хорошо. Трёхкратная девальвация гривны по отношению к доллару, мировое антилидерство по коррупции и тотальное недоверие к государственным институциям заставили украинцев задуматься: а не исключить ли государство из управления собственностью и принятия коллективных решений? Может, как-нибудь без него?

Оказалось, что такие проблемы, как коррупция и высокие расходы на госаппарат, лечатся подоспевшими технологиями – блокчейном и смарт-контрактами. Так, в Украине, где люди отчаялись договариваться с властью, сформировался пул IT-специалистов по блокчейну. «Нам нечего терять – значит, мы будем первыми», – считает основатель первого биткоин-агентства в Восточной Европе KUNA Михаил Чобанян.

Ещё одной особенностью Украины стало то, что к айтишникам прислушался госаппарат – в основном благодаря реформаторской позиции одесского губернатора Михаила Саакашвили. В результате Украина попала в компанию Эстонии и Гондураса, сугубо в хорошем контексте.

Известно, что эстонцы, одни из первых проявившие интерес к биткоину и блокчейну, создают нотариальный сервис Public Notary. Он позволит заверять с помощью блокчейна свидетельства о браке и рождении, заключать смарт-контракты и регистрировать права собственности. А в Гондурасе, где государственными землями распоряжаются по таким же часто непонятным схемам, что и в Украине, создают распределённый земельный кадастр.   

Больше, чем электронные аукционы

Визитная карточка украинского govtech – технологий для правительства – электронный аукцион на блокчейне eAuction.io, разработанный командами IDF Reforms Labs и Distributed Labs. Айтишникам-волонтёрам из Харькова помогли «ПриватБанк» (системный банк, обслуживающий треть вкладов населения страны), государственный «Ощадбанк» и Microsoft. Последняя предоставила серверы для запуска и тестирования системы.

Всё началось с задумки Саакашвили создать электронные аукционы по продаже и аренде госимущества. Но сами по себе электронные аукционы не отстраняют чиновников от управления и перетягивания одеяла на себя, поэтому разработчикам захотелось большего, рассказывает руководитель проекта, эксперт Фонда инноваций и развития (Грузия) Лаша Антадзе. Так появилась система без центральной базы в руках чиновников, и технически Украина может перейти на её использование уже сейчас.

Код был готов в феврале 2016-го и с тех пор лежит в открытом доступе, а в марте стартовала работа с сайтами, через которые можно зарегистрироваться для участия в аукционе. Платформу тестируют в Одессе, Киеве и Сумах. Авторы привлекают и другие регионы, рассчитывая, что система выйдет за рамки одних лишь аукционов и создаст инфраструктуру для приватной торговли. На данный момент система заточена под аренду, приватизацию и продажу земель, предприятий, рекламы, а также распоряжение конфискатом и залоговым имуществом.

Работает это так

Государство объявляет аукцион по приватизации à пользователи находят частную площадку или создают свои точки доступа, чтобы подать заявку и заплатить комиссионные à победитель вносит оплату напрямую или через банк.

Децентрализованная система отображает ход и результаты торгов на компьютерах всех участников и проверяет, все ли условия выполнил победитель.

Авторы подписали меморандум о сотрудничестве с президентской администрацией, профильным комитетом в парламенте, Фондом госимущества, Министерством агрополитики и IT-департаментом Кабинета министров. Помимо перечисленных выше городов, «в дело» вошли Днепропетровск, Львов, Херсон и Полтавская область. 

Впрочем, для того, чтобы по полной запустить eAuction, нужно принять закон, регулирующий работу электронных аукционов. О рассмотрении подобного законопроекта в правительстве, не говоря уже о Верховной Раде, речь пока не идёт, и авторы e-Auction готовы к тому, что дело может затянуться. «Те, кто занят нелегальными заработками, не хотят подобных решений», – комментирует один из инициаторов создания платформы, соратник одесского губернатора Георгий Вашадзе. Но если систему всё-таки внедрят, Украина станет первой, запустившей подобную технологию в госсекторе и к тому же не потратившей ни копейки на разработку, добавляет он.

Электронные выборы

В тройке самых очевидных применений блокчейна на уровне государства – электронные выборы. Этой темой занялся коллектив Ambisafe и выпустил систему голосования E-Vox на основе Ethereum. К поддержке проекта присоединились та же Distributed Lab, блокчейн-комьюнити Bitcoin Foundation Ukraine и несколько инноваторских организаций.

Сервис работает на базе умных контрактов и подходит для голосований на любых уровнях: от сельсовета до парламента, но сначала его протестируют на петициях. Этот вид голосования слабо регулируется законами, но вошёл в моду среди украинцев, особенно киевлян. В форме петиций жители обращаются к местной власти с любыми городскими вопросами – от переименования улицы до обустройства выделенной полосы для общественного транспорта.

Избиратель может голосовать со смартфона, планшета или терминала, пройдя идентификацию с помощью специальной карточки, ключа или отпечатков пальцев.

E-Vox – только первый шаг в создании универсальной платформы по предоставлению электронных госуслуг для граждан. Как и с eAuction, впереди других областей оказались Одесская и Киевская – систему будут обкатывать в мелких городах этих регионов.


О реализации govtech-проектов, от идеи до принятия на уровне чиновников, расскажут их авторы и разработчики на Blockchain & Bitcoin Conference Kiev – самой крупной блокчейн-конференции в Восточной Европе. 

Фото на обложке: Pixabay


Материалы по теме:

Как blockchain изменит нашу жизнь?

Блокчейн: загадки, парадоксы, возможности

Австралийское правительство собирается приравнять биткоин к валюте

Карточки: кому нужен блокчейн и где его взять?

Виталик Бутерин: Я верю в будущее блокчейна в России

Фейл Ethereum: удастся ли громкому проекту вернуть доверие пользователей?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Информационные войны в соцсетях – 3 кейса от основателя MDK
  2. 2 Мария Анисимова (ДИТ Москвы) – о поиске решений потребностей горожан на основе прогноза их реакции на Big Data Conference
  3. 3 Специалист по кибербезопасности рассказал, как хакеры голосуют на выборах вместо нас
  4. 4 Оцифровка госсектора: как получить эффекты и определить правильные векторы технологического развития
  5. 5 Как «Социальная карта москвича» объединяет в себе совершенно разные технологические продукты и зачем она нужна
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!