Внешне разработка стартапа — такая же разработка заказного проекта: сайта или мобильного приложения. Но это только внешне. Сейчас мы покажем, через какие этапы проходит стартап с момента обращения в студию.
Этап 1. Обсуждение идеи
Обычная команда | Стартап-команда |
Вас выслушивают, в лучшем случае — вносят пару своих предложений с ходу, далее вы переходите к детализации идеи (написанию ТЗ).
Этому этапу не уделяется много внимания по следующим причинам:
Перечисленные моменты являются критичными для стартапа. И силами обычной веб-студии тут не обойтись. |
Уже на этом этапе вовлечение команды максимальное. Причина: успех стартапа — это успех стартап-студии. В отличие от обычной команды, которая продает именно свои навыки продакшена, стартап-команда предоставляет бизнес-экспертизу, стратегию, разработку концептуальной части. И только после детальной проработки этого этапа приступает к разработке. Например, наша студия занималась проработкой таких проектов, как REES46, РосЖКХ, TimePad, «Дзен-мани». Таким образом, если проект вырастает в бизнес — бизнес-экспертиза дала свои плоды и можно гордиться. Нет — значит и выкладывать в портфолио историю разработки почившего стартапа как-то не круто. |
Этап 2. Детализация, техническое задание
Обычная команда | Стартап-команда |
В водопадной модели разработки ТЗ пишется «раз и навсегда», в scrum-разработке — меняется и дополняется перед каждым спринтом, небольшим участком разработки. Но смысла это не меняет: обычный проект не нуждается в частых изменениях. По сути, даже scrum здесь избыточен — ну добавится у вас пара идей после первого месяца разработки, включите вы их в спринт… и на этом всё. Техническое задание для обычного проекта — это его краеугольный камень. У вас должно быть целостное видение с самого начала. У подрядчика тоже. Возможны только небольшие шажки «в сторону» в ходе работ. Если начнете бомбардировать своего менеджера новыми идеями — скорее всего, вам предложат все обсуждения перенести на начало следующего спринта. | Во-первых, работа здесь идет только по гибким методологиям (scrum, agile) — чтобы была возможность все свежие идеи реализовать и обкатать как можно быстрее. Во-вторых, любое ТЗ здесь устаревает через два месяца. Появились новые мысли. Вы увидели то, что получается, и вдруг пересмотрели видение проекта. Вы запустили раннюю версию, получили обратную связь и снова поменяли концепцию. В стартап-команде рядом с вами всегда будет аналитическая группа: чтобы на лету проверять идеи на жизнеспособность, генерировать и обсуждать изменения, вносить новое в список на разработку. |
Этап 3. Подбор команды
Обычная команда | Стартап-команда |
Обычно за проектом закрепляется своя команда: исходя из бюджета и требуемых навыков/опытности разработчиков. Типовой состав команды: дизайнер, верстальщик, один-два разработчика, тестировщик, менеджер проекта. При необходимости подключается арт-директор для контроля дизайнера и технический директор для контроля разработчиков. Номинально в команду может быть включен аналитики иди проектировщик интерфейсов (прототипист), но как правило, острой необходимости в них не возникает. |
Комплектация команды похожа, но у такой команды три отличия:
|
Этап 4. Разработка MVP (минимального жизнеспособного продукта)
Обычная команда | Стартап-команда |
Скрам-разработка сама по себе предполагает ранний запуск продукта на рынок — с целью тестирования на реальных пользователях. Однако этим пренебрегают в случае разработки обычных проектов: и правильно, ведь нет потребности запускать «сырой» корпоративный сайт или даже магазин. Сколько бы ранний запуск ни преподносили в качестве преимущества гибкого подхода — в конечном счете он обычному проекту даром не нужен. |
В случае со стартапами все наоборот: без запуска MVP не выжить. Ранний запуск решает две приоритетные задачи:
|
Этап 5. Рекламная кампания
Обычная команда | Стартап-команда |
Стандартная практика для заказной разработки: большая рекламная кампания после запуска финальной версии проекта. Так происходит, во-первых, потому, что последовательно работать проще. А во-вторых, потому что весь бюджет ушел в разработку, к продвижению часто приступают спустя какое-то время после запуска, оправившись от финансовых потерь. | Продвижением нужно заниматься уже на этапе запуска MVP. Даже раньше: готовить кампанию во время разработки первой версии продукта. Специфика продвижения стартапа еще и в том, что ресурсы на продвижения часто ограничены. Таким образом, задачей первого этапа продвижения становится поиск наиболее эффективных каналов для проекта. Плюс такого подхода: одновременно с тестированием самого MVP продукта тестируется и его рекламная кампания. Таким образом, уже ко второму релизу мы получаем продукт, развитый в нужном направлении, и кампанию, скорректированную с учетом всей специфики конкретного кейса. И в «большое плавание» проект отправляется полностью подготовленным. |
Этап 6. Развитие и поддержка
Здесь разница примерно такая же, как и на предыдущих этапах. Ключевое преимущество для стартапа при работе со специализированной стартап-командой — закрепленная масштабируемая команда, которая гибко подстраивается под потребности растущего бизнеса. |
Выводы
Для разработки и запуска первой версии стартапа достаточно, чтобы команда работала по гибкой модели разработки. Однако ключевая особенность стартап-студий — это выделенные команды или, как эту услугу еще иногда называют, «команда в аренду».
Причем к этому идет не только стартап-среда: передовые «классические» веб-студии уходят от простого продакшена в предоставление сервисных услуг — комплекса экспертиз по аналитике, производству, сопровождению и даже перестроению бизнес-модели клиента под digital. А это также требует стабильных закрепленных команд, а никак не «конвейерного» подхода.
Материалы по теме:
Стартап-битва: акселератор или студия?
Выживаемость проектов хакатона. Опыт HackDay
Стартап для чайников: 10 первых вопросов
5 трендов в жизни российских веб-студий: итоги года
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
25 апреля 2024
26 апреля 2024
29 апреля 2024