Top.Mail.Ru
Колонки

Что такое бизнес-оптимизация по-русски

Колонки
Сергей Житинский
Сергей Житинский

Генеральный директор IT-компании Git In Sky

Сергей Житинский

По мнению Сергея Житинского, генерального директора IT-компании Git In Sky, в России слово «оптимизация» прежде всего ассоциируется с увольнениями. Тогда как в европейских компаниях, говоря об оптимизации бизнес-процессов, речь ведут о своевременном и полном выполнении контрактов.

 Почему же в России не хотят автоматизировать бизнес?

Что такое бизнес-оптимизация по-русски

Что такое автоматизация бизнес-процессов?

Программы, которые автоматизируют бизнес-процессы, направлены на решение трех задач:

  • Во-первых, на подробную разработку дорожной карты, которая бы включала все возможные ответвления, риски аварий, а главное – варианты реагирования.
  • Во-вторых, это не менее важно, программы отвечают за установление контроля. Программа должна знать, кого из производственной цепи и в какое время она должна побеспокоить, а также – что предпринять, если человек не откликнулся.
  • И, наконец, программа должна дать полную картину процесса: измерения, которые собственник может регулировать, панель приборов, благодаря которой он может действительно управлять своим бизнесом.

Одна из задач автоматизации – обезопасить себя от человеческого фактора: недобросовестности работников и партнеров, умышленных и случайных ошибок. Возможность почти мгновенно и безопасно провести транзакцию уже сейчас является конкурентным преимуществом, а со временем это станет одним из основных видов борьбы за экономическое влияние.


«Умные контракты»

Специалисты в области управления бизнес-процессами ищут способы снизить риски и повысить безопасность сделок. Одно из перспективных направлений – это smart-contracts, или «умные контракты», минимизирующие человеческий фактор.

Неисполнение контракта – привычный казус для любого бизнесмена, который либо сам проявил сверхнужную осторожность, либо пострадал из-за предвзятости партнеров. Типичная во всем мире ситуация – сумма недополученной прибыли достигает 3,84 трлн долларов в год, как недавно подсчитали эксперты инвестиционной компании AngelList.

Если автоматизировать цепочку «товар-деньги» на всех уровнях прохождения сделки, денежные отношения будут поручены интеллектуальной системе, которая сама будет определять, в какой момент зарезервировать необходимую сумму, а в какой – уже произвести оплату. Участие человека предполагается только на стадии ввода данных о поставке или приеме товара. Ожидается, что внедрение «умных контрактов» снизит риск неисполнения сделок или мошенничества на 80%.  


Зачем оптимизируют в России?

Хоть и медленно, но отечественный сектор BPM (Business Process Management) растет. В основном – из-за острой потребности отечественных компаний в сокращении издержек.

Кризис в мировой экономике стимулирует автоматизировать бизнес, так как эти действия позволяют более эффективно использовать время, деньги и другие ресурсы.

Согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской сети PWC, 64% опрошенных в России компаний планируют в 2016 году сокращать издержки, а 43% думают над созданием перспективных альянсов. О том, чтобы передать на аутсорсинг часть бизнес-процессов в целях того же сокращения издержек, задумались всего 27%. В куда более благополучной Америке эти показатели равны 71%, 59% и 35% соответственно. При этом 26% руководителей отечественных предприятий хотят увеличить выручку уже в текущем году. Год назад таких было только 16%.

Оптимизм российского бизнеса противоречит не только показателям развития отечественной экономики, но и глобальному снижению ожиданий роста доходов во всех крупнейших экономиках мира. Согласно исследованиям Центра конъюнктурных исследований, в конце 2015 года индекс предпринимательской активности снизился на 5% – и тем самым достиг своего минимального значения за последние шесть лет. Тем не менее количество тех, кто планирует автоматизировать бизнес-процессы, выросло, но не достигло показателя даже в 50%.


Почему это делают не все

По моим наблюдениям, компании, которые так и не решились на автоматизацию, отказываются от этого, в основном, из страха «завязнуть в процессе, который может затянуться и превратиться в болото». Вторая распространенная причина – опасение «итальянской забастовки» от подчиненных.

Предприниматель размышляет так: «Если что работает, то не нужно этому мешать!».

Согласно данным исследования консалтинговой компании WiseGuyReports, те же проблемы являются сдерживающим фактором и для автоматизации производства в других экономиках. Зато, когда компания преодолеет внутреннее сопротивление, ее ждут рост отдачи от инвестиций, повышение экономической эффективности, а главное – сокращение времени реакции на обращение клиента.


Перспективы

В ближайшее время рост рынка BPM, в основном, будет происходить за счет среднего и малого бизнеса. Сейчас более-менее автоматизированы крупные компании, конкурирующие с западным большим бизнесом. По данным того же WiseGuyReports, мировой рынок систем автоматизации бизнес-процессов был равен $4,65 млрд в 2014 году, и к 2022 году емкость BPM-сектора достигнет $17,96 млрд при условии роста 18,4%. Компания Research and Markets рост сектора оценивает в 37% и ожидает к 2019 году $22,45 млрд. 

 


Материалы по теме:

Люди + искусственный интеллект = ваше цифровое будущее

Карьера и опыт главного по инновациям многое скажут о компании...

Alphabet собирается с нуля построить новый технологичный город

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Холодный старт: как начать бизнес, когда данных нет
  2. 2 PDCA или цикл Деминга: этапы по улучшению процессов в бизнесе в целом, и в IT-сфере в частности
  3. 3 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
  4. 4 Управление качеством продукции на предприятии
  5. 5 Как найти персонального ассистента
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти