Колонки

Австралийское правительство собирается приравнять биткоин к валюте

Колонки
Елена Покидько
Елена Покидько

Юрист lexnet.io

Елена Покидько

Елена Покидько, юрист lexnet.io – о том, что подталкивает правительство Австралии к регулированию биткоинов и почему это важно далеко за пределами континента.

Австралийское правительство собирается приравнять биткоин к валюте
Присоединиться

Законодательство и биткоины

В последнее время на горизонте глобальных инвестиционных проектов активно начали появляться криптовалютные тренды.

В большей степени это обусловлено отсутствием валютно-конвертационных издержек, плат за банковские переводы и финансового контроля. Такие условия выглядят очень привлекательными в глазах стартапов и краудфандинговых площадок, которые собираются привлекать активы со всего мира. Поэтому они ищут юрисдикцию с благоприятным регуляторным климатом для работы с криптовалютами. И Австралия – одна из таких стран.  

Долгое время криптовалюты оставались чем-то неизвестным для центального Банка Австралии и Налоговой инспекции (Australian Taxation Office, далее – АТО), которые только советовали «быть осторожными с биткоинами, так как любая деятельность, которая связана с ними, является рискованной».

Но поскольку игнорировать биткоины дальше стало трудно, в течение двух последних лет главные правительственные организации Австралии активно дискутируют относительно его правового статуса и потенциальных направлений развития.

Официальной позицией АТО является то, что транзакции с использованием биткоина признаются бартерными договоренностями, а сами биткоины не относятся ни к деньгам, ни к иностранным валютам, а являются ни чем иным, как товаром.

Биткоин – не товар?

Но может ли рационально сосуществовать бартерный статус биткоина с его денежной природой? Не возникают ли ситуации, когда такой подход является основанием для более серьезных недоразумений?

И вот именно здесь открывается истина: не все так безоблачно в отношениях криптобизнеса с банками.

Неоднократно правительство Австралии и крупнейшие банки заявляли о своей поддержке криптовалют. Вместе с тем, несмотря на официальные заявления, банковская система достаточно враждебно относится к биткоин-индустрии. В сентябре 2015 группа ведущих банков, в том числе Westpac Banking Corporation, сделала неожиданное заявление в адрес 17 учредителей биткоин-стартапов, сообщив, что их счета закрываются без дальнейших объяснений. Антимонопольный комитет Австралии (Australian Competition and Consumer Commission, далее – ACCC) расследовал, были ли правомерными такие действия.

Немного позже ACCC пришел к выводу, что необходимости начинать расследование не было, а результаты непосредственно расследования до сих пор так и не появились. Вполне очевидно, что, не найдя поддержки в банковском секторе, многие биткоин-бизнесы начинают искать ее «на стороне» и находят. В этом и проявляется стремительный рост популярности таких сервисов, как Coin Jar Swipe Card и Living Room for Satoshi. Но о них несколько позже.

Чтобы увидеть первопричину такого необоснованного отказа банков, следует копнуть вглубь юридических баррикад, которые построили ASIC и ATO, создавая фундамент для отечественного правового поля существования биткоина.

В сфере регулирования деятельности, связанной с «финансовыми продуктами», где Австралия руководствуется Corporations Act 2001, Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (сокращенно называется ASIC, как бы иронично это не звучало) предоставила разъяснения, согласно которому цифровые валюты не подпадают под юридическое определение «финансового продукта». Иными словами, все, кто работает с торговыми платформами криптовалют, консультируют или же создают поле для купли-продажи, не являются субъектами, предоставляющими финансовые услуги.

После таких заявлений казалось бы, что Австралия – licence-free рай, но всем известно, что первое впечатление очень часто вводит нас в заблуждение.

После заявления PayPal о начале сотрудничества с Bitpay, Coinbase и GoCoin, которое открыло для продавцов возможность принимать платежи в виде биткоина, возникают сомнения в отсутствии обязанности получать лицензию. ASIC определяет, что такие операции могут быть объектом низкостоимостной безналичной оплаты (low-value non-cash payment facility), если верхний предел суммы, доступной для осуществления платежей любым человеком не превышает 1000 AUD для одного человека. Общая сумма, доступная для осуществления платежей всеми лицами, в рамках этого сервиса – 10 млн AUD.

Таким образом, в данной ситуации бирже все равно нужна лицензия. Но и сами биткоины, если их стоимость превышает 1000 AUD (примерно 1,5 BTC), в данной ситуации не являются товаром, предметом купли-продажи, а выступают платежным средством (инструментом). Отсюда следует, что обменные операции подпадают под определение финансового продукта, а любая деятельность с финансовыми продуктами подлежит лицензированию в порядке, предусмотренном Corporations Act 2001.

Более того, компании, которые соединяют цифровые валюты с миром фиата или других юридически установленных финансовых продуктов, должны получить лицензию для предоставления финансовых услуг.

Примером является достаточно популярный в Австралии сервис Coin Jar Swipe Card, который позволяет клиентам Coin Jar конвертировать стоимость покупки с их Coin Jar Bitcoin кошельков в австралийские доллары и сделать соответствующий депозит на EFTPOS карту. Это же касается и Living Room for Satoshi – онлайн-сервиса, который позволяет оплатить ежедневные счета с помощью биткоина.

Итак, вполне очевидно, что австралийское правительство не хочет отставать в вопросе регулирования криптовалют.

После отмены двойного налогообложения на биткоины в Японии и решения приравнять их статус к деньгам министр финансов Австралии Tarō Asō дал понять, что Япония не будет единственной страной G20, которая признает биткоины, регулирует деятельность, связанную с ними, и отменяет двойное налогообложение криптовалют.

Чего ожидать?

Неделю назад австралийское правительство действительно официально заявило (1, 2) о намерениях отменить двойное налогообложение на биткоины, а среди предложенных путей решения проблемы была названа и потенциальная возможность приравнять цифровую валюту к «деньгам». Сейчас правительство ждет реакции общественности, но уже после 3 июня выскажет свою официальную позицию.

Если приравнивание биткоина к деньгам все-таки произойдет, уже вообще нельзя будет говорить о свободном от лицензирования биткоин-бизнесе в Австралии.


Материалы по теме:

Виталик Бутерин: Я верю в будущее блокчейна в России

Как blockchain изменит нашу жизнь?

Герман Греф: Эволюционируй – или вымрешь

Acronis объявил о сотрудничестве с Ethereum Виталика Бутерина

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Четыре правила межкультурной коммуникации
  2. 2 Цифровизация ценных бумаг в Германии и борьба с контрафактом в Австралии: блокчейн-дайджест
  3. 3 6 интересных фактов о PR в Азии
  4. 4 Что такое DeFi? Все, что нужно знать о децентрализованных финансах
  5. 5 Халвинг биткоина: что это такое и когда произойдет