Top.Mail.Ru
Новости

Почему тяжело работать с государственными вузами

Новости
Uniweb
Uniweb

Платформа онлайн-образования

Uniweb
Почему тяжело работать с государственными вузами

Компания UNIWEB платформа онлайн-образования, которая дает слушателям возможность пройти образовательные программы, разработанные совместно с ведущими российскими вузами. Мы работаем в сегменте на протяжении 4 лет. Несмотря на это, мы каждый раз вынуждены искать особые пути выстраивая взаимодействия с новыми партнерами. Большинство из них — государственные учебные заведения, поэтому специфика взаимоотношений обуславливается не только готовностью или неготовностью руководства вуза к развитию онлайн-направления, но законодательством, способами хозяйственной организации учреждения и т.д.

Тяжело ли работать с государственной образовательной системой?

Безусловно, тяжело. В основе государственной образовательной системы, как и в любой другой системе государства, лежит априори сложная структура взаимодействия, согласования, принятия решений. Необходимо понимать, что у каждого учебного заведения своя повестка дня, свой горизонт планирования. Невозможно всех привести к общему знаменателю: с кем-то коммуникация строится быстрее, с кем-то дольше. Например, с некоторыми академическими партнерами мы сумели достичь взаимопонимания за 3-4 месяца, а с кем-то процесс переговоров длится на протяжении нескольких лет.

Говоря именно о проблемах взаимодействия, хочется отметить, что сотрудничеству с государственными вузами мешают несколько причин. Первая — психологическая готовность. Кроме шуток, это является, наверное, краеугольной проблемой, потому что многие вузы просто психологически не готовы к новым партнерствам. Зачастую, это чувство продиктовано не столько ощущениями того лица, которое принимает решение, сколько общим незнанием руководящего органа учебного заведения современного образовательного рынка. Иногда приходится проводить колоссальный ликбез, прежде чем мы переходим непосредственно к сотрудничеству.

Вторая причина связана со сложностями в нормативной базе. К сожалению, вопрос о необходимости законодательно закрепить все, что касается онлайн-образования в правовом поле, возник не так давно. Но, если у вуза есть желание сотрудничать, мы находим формат, который бы устроил обе стороны. Если желания нет, то любой диалог не имеет смысла.

И третья причина — есть то, что за рубежом называется корпоративной метрикой. Как известно, чем больше организация, тем тяжелее она реагирует на рыночные изменения. И наоборот, чем организация меньше, тем скорость адаптации к сложившейся ситуации выше. У нас в вузовской системе примерно то же самое. Чем вуз меньше, тем он быстрее принимает решение. Для, допустим, МГУ, который имеет огромное бюджетное и внебюджетное финансирование, вопрос с экспериментами в онлайн-образовании становится мелким и его рассмотрение будет отложено на, условно говоря, несколько лет. А для кого-то, у кого 5 000 студентов и один небольшой имущественный комплекс, этот вопрос приобретает совсем иное значение с точки зрения масштабирования, увеличения прибыли. И именно такой вуз, как показывает практика, более открыт к новым форматам презентации и трансляции образовательного контента для студентов.

Тем не менее переход в онлайн-формат неизбежен.

Учебные заведения заинтересованы в расширении географии присутствия, увеличении числа студентов. Нам было сложно сделать первые шаги, установить контакт с представителями первых академических партнеров. Но сейчас мы наблюдаем положительную динамику, появилась своего рода инерция, которую уже не остановить. И поэтому мы уверены, со временем количество вузов, открытых к внедрению онлайн-форматов обучения, будет расти. У нас есть ощущение, что до конца следующего года число академических партнеров UNIWEB увеличится до 20-25, а также возрастет число тех, кто самостоятельно будет развивать онлайн-направление на базе своего учебного заведения.

Когда вуз принимает решение внедрить онлайн-форму обучения в свой список предлагаемых образовательных продуктов, у него есть несколько траекторий развития. Он может создать у себя внутри команду, которая будет заниматься онлайн-образованием. Как только он начинает этим заниматься, он быстро понимает, что это дело непростое. Необходимо иметь не только разработчиков и педагогов — надо смотреть несколько шире. Например, сегодня в нашем штате 65 человек, которые занимаются только одним — созданием контента и его трансляцией потребителю. Если вуз хочет заниматься этим вопросом самостоятельно, ему надо найти 65 рыночных специалистов, которым необходимо платить зарплату. Помимо этого, необходимо проинвестировать в создание контента и его доставку. Соответственно, у вуза появляются огромные траты, которые ему потом необходимо отбивать.

Второй путь — нанять одну компанию, которая будет производить контент, вторую, которая предложит ИТ-решения, третью, которая будет заниматься продвижением. Есть компании, которые с этим справятся, но в это тоже надо инвестировать. Это снова риски: ты инвестируешь, не понимая, как будет выглядеть рынок. Ты будешь пытаться вернуть затраченные средства с непрогнозируемым результатом.

Третий путь — сотрудничество с платформами. Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский физико-технический институт уже сотрудничают с платформой Coursera, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации — с Uniweb и с российской Hexlet. МГУ с отечественной платформой «Универсариум». У каждой платформы свои особенности партнерских отношений. С нами, к примеру, снимаются финансовые и технологические риски, вуз понимает, что у него появился партнер, который берет на себя решение профессиональных вопросов, а ему надо делать то, к чему он привык, что он изначально умеет — оказывать образовательные услуги.

TopImage via Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Автовебинары: плюсы и минусы онлайн-мероприятия в записи
  2. 2 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  3. 3 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
  4. 4 Конкуренция в сфере EdTech: узкопрофильные площадки против мультиплатформ
  5. 5 Метавселенные и AI: изменится ли образование в 2024 году
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти